Почти два года назад, некто Иванченко Валерий написал рецензию:
цитата: |
А.Веста Алмазная скрижаль ФАНТАЗИЯ ПО МОТИВАМ… Дата публикации: 24 января 2007 г. Не секрет, что именно «ОЛМА» лидирует в технологии так называемых «издательских проектов». Понятно: нормальный писатель больше двух книг в год не выдаст при всем напряжении сил, а машина простаивать не должна. Вот и открывается фабрика «имени А. Бушкова» или вовсе уж загадочного «А. Макеева». Под автора «Сокровищ валькирии», «Волчьей хватки», «Покаяния пророков» и множества других замечательных книг тоже открыт проект с названием «Сокровища Сергея Алексеева», и сокровища эти тоже должны регулярно пополняться, хотя до сих пор составители ограничивались собранием сочинений самого основоположника. Теперь этот принцип нарушен. К счастью, Сергей Алексеев настолько сильный и своеобразный писатель, что имитировать его невозможно и до продажи первородства дело не дошло. На обложке стоит псевдоним: А. Веста, причем на другой стороне Алексеев сознается, что это имя рождено его воображением, отчего многие читатели не усомнились в авторстве его самого. Однако же нет. Несмотря на демонстративно присутствующие сквозные мотивы его творчества, писал все же не Алексеев. Дело не только в заметной неряшливости и завиральности текста. Дело в том, что за всеми чудесами потаенных цивилизаций и тайнами, открывающимися рядовым служакам оперативных структур, стоит у Сергея Трофимовича реальная тоска русских пространств и взыскующая душа погруженного в них человека, некий приобретенный и выплавленный опыт. У «А. Весты» этого нет – только определенное поэтическое настроение, стилизаторское умение и желание переоригиналить оригинал. В тексте многовато ляпов колющих глаз школьного учителя, вроде неразберихи с осью эклиптики, магнитными полюсами и «газовыми скоплениями в атмосфере». Впрочем, рядом с трудами какого-нибудь «доктора наук» Демина это выглядит довольно невинно. Но там вообще вольное обращение с реальностью. Всяких разумных волков или собранных из человеческих запчастей боевых монстров во внимание не берем, как и – тем более! – острова бессмертных арийцев в северных болотах. Это не более, чем примета жанра. Но прочие обыкновенные люди и обстоятельства, бытующие в прозе Алексеева вполне живо и убедительно, выглядят здесь таким же простодушно и не без красивости стилизованным кичем, лубком, как и инфернальные «люди тьмы», что ставят опыты над людьми и рыщут за древним знанием в извечной жажде мирового господства. В общем, перед нами – сказка, фантазия по мотивам творчества Алексеева и сложившейся вокруг «тайн Севера» субкультуры. И если рассматривать роман в таком качестве, все становится на свои места. Обнаруживаются и традиционные сказочные сюжеты и знакомые персонажи. Отказавшись от рационального анализа этого текста, мы находим красочную и страстную фантастическую поэму, способную отпугнуть своей яркой тенденциозностью чужого, но захватить энергетикой «своего». Дочитываешь книгу совсем не с тем настроем, с каким начинал, она подкупает и располагает к себе, заставляя забыть недочеты. Пожалуй, Алексеев действительно мог ее благословить. |
|
Рецензия нуждается в комментарии.
1)
«ОЛМА» лидирует в технологии так называемых «издательских проектов» Чтобы лидировать в этом направлении (серии) - ОЛМА должна лидировать и в перечне изданий вцелом среди других издательств.
Но более мощные "АСТ" и "Эксмо" и даже скромное "Вече" - не уступают ОЛМА.
Тут и бесконечные "100 великих загадок" и "100..." и т.д. То есть "мочить" ОЛМА по этому параметру - напрасно.
2)
фабрика «имени А. Бушкова» Действительно. Перу А.Бушкова принадлежит около 60-ти произведений (не считая сценариев).
Но он пишет около 30-ти лет. Более 20-ти лет печатается. В среднем - это 2 - 4 романа в год.
Александр Дюма (отец) опубликовал около 1200 романов и др. Говорят, что всего Дюма не прочитал никто.
Он публиковал за один год столько, что реальный переписчик того времени при непрерывной работе без выходных
не смог бы управиться с таким объёмом. И в те времена, известные писатели так и поступали, организуя "цеха" и
"облагораживая" чужие идеи, заимствуя чужие сюжеты и даже книги.
Так работали и другие мастера: живописцы, скульпторы, скрипичных дел мастера...
Всё это - остатки средневековой
цеховой практики.
Сейчас, когда авторское право вошло в свою клиническую стадию - это рисковано не по этическим,
а прежде всего, по финансово-юридическим причинам. Слишком велики риски.
А.Бушков - один из редких современных писателей, который до сих пор "пишет" на печатной машинке,
избегая компьютер. При этом, в оригинале текста легко обнаружимы авторские "примочки" типа дислекции
(перестановки букв при печати) - верный признак подлинности.
Писать романы (по его собственному признанию) его заставила необходимость собрать деньги...
на издание своих исторических исследований, которые поначалу никто не хотел печатать.
То есть, - если и фабрикант, Александр Бушков, то он Ген. Директор предприятия род названием
индивидуальный предприниматель. 3)
проект с названием «Сокровища Сергея Алексеева»... Снова о "серийности" изданий. Но ведь и в советские времена были: "ЖЗЛ", "Современная фантастика"...
и наконец, "ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА" в 200 томов!
Я уже писал ранее, что создание такой серии под эгидой С.Алексеева с публикацией авторов стиля русского фэнтези
(Семёнова, Сергеев, А.Веста и др.) явилось бы не только признанием авторитета Сергея Трофимовича,
так сказать, признания его главой ШКОЛЫ (в ранге академика литературы), но главное - послужило бы консолидации
писателей работающих в жанре АРИЙСКОЙ тематики.
То есть - создание серии "Сокровича Сергея Алексеева" - положительное явление.
Я предлагал издательству ОЛМА расширить серию создав проект "Сокровища Ариев", куда бы вошли серии отдельных авторов,
например, "Сокровища Юрия Сергеева" и других авторов.
4)
собранных из человеческих запчастей боевых монстров во внимание не берем А собственно почему "не берём"? Не хочется верить в могущество советской науки?
Так вот, есть
д/ф Андрея И. "Конструктор красного цвета" в котором, среди прочего,
есть и фрагменты посвящённые сборке боевых биологических единиц из фрагментов человеческих тел
с помощью пересадки "меточных" органов и укрепления (армирования) суставов и костей.
Здесь упрекнуть А.Весту можно лишь в слишком точном следовании научным данным, но уж никак не
в слишком высоком воображении... Как и в более позднем романе А.Весты "Доля ангелов", где описано создание в СССР
отечественного самолёта-невидимки в 30-е годы ХХ-го века.
Оценку самого писательского стиля А.Весты Валерием Иванченко - оставлю без комментариев:
каждый человек имеет право высказаться, тем более аргументируя свои слова.
Ещё раз стоит только уточнить: Арина ВЕСТА, вопреки мнению В. Иванченко - стиль С.Алексеева не копировала,
поскольку на момент написания трёх первых романов ("Алмазная скрижаль", "Язычник", "Зверь бездны") -
она не читала произведений СТА.
Среди прочитанных А.Вестой книг в этом жанре были "Княжий остров" Ю.Сергеева и роман-менипея "ПИРАМИДА" Леонова.
В заключение хочу поделиться анализом "рейтинга" произведений различных писателей
опубликованном книжным магазином "МЕДВЕДКОВО". Из примерно 1500 произведений, вошедших в лидеры,
4 книги А.Весты (из семи опубликованных) расположились с 416 места ("ЯЗЫЧНИК") до 1119 ("Звезда волхвов").
Выше, из упоминаемых в статье писателей, оказались только пара-тройка книг А.Бушкова.
В лидеры также включены романы "Хазарская охота" и "Доля ангелов".